С 1 июня 2014 года вступает в силу третья часть нового антитабачного закона.
Не случайно озаглавил тему "борьба с курящими", при рассмотрении отдельных пунктов, к примеру полного запрета табакокурения в поездах дальнего следования, складывается впечатление, что борьба ведётся не с социальным явлением — "курение", а с конкретной группой людей — курильщиками, путём лишения прав и создания физических неудобств.
С моей точки зрения (как проводника) запрет касающийся поездов абсолютно бесполезен.
Судите сами: при его идеальном выполнении результатом будут толпы людей, высыпающие на перроны с рекордной скоростью на каждой крупной станции, после часов тягостного ожидания, выкуривающих по пол пачки за раз (в рейсах до Владивостока некоторые перегоны длятся более 12 часов…).
Изредко совершаемое путешествие на поезде приобретёт дополнительное неудобство, к-е всё же вряд ли побудит кого-либо отказаться от многолетней привычки.[next]
Но идеал невозможен т.к. никакие увещевания проводника и призрачные штрафы (в размере 1000-1500 руб. для граждан) не остановят курящих. Участится курение в неподходящих местах: туалетах (в которые и так выстраиваются очереди) и переходных площадках (где вероятность возгорания от окурка намного выше, нежели в нерабочем и даже рабочем (со стороны кипятильника) тамбурах).
Будет ли проводник безустанно бегать туда-сюда через вагон — от переходной до переходной, попутно вламываясь в туалеты — вопрос риторический, а если учтём наличие курящих проводнков — глупый. (штрафы для должностных лиц 6000-15000 руб. были бы действенны при надлежащем контроле, который отсутствует)
Тотальный запрет, в основном, обусловлен борьбой с пассивным курением, на которое, в общем, никто из пассажиров не жалуется т.к. нерабочий тамбур от салона отделяют две двери, а курение в туалетах, случаи которого неизбежно участятся, только увеличит кол-во пассивных курильщиков.
Вторая возможная причина — борьба с пожарами. Но они возникают не из-за курильщиков, а из-за некомпетентности проводников, разрешаюших курение в недопустимых местах и из-за употребления курильщиками алкоголя (у трезвых людей не возникает проблем с помещением окурка в пепельницу), добавим к этому вышесказанное о курении на переходных и можно прогнозировать ухудшение статистики.
В итоге:
— появление дополнительных неудобств, как для сотрудников , так и для пассажиров.
— отсутствие пользы для кого бы то ни было, в том числе и для некурящих.
— потенциальное усугубление проблемы пожарной безопасности.
Как данный запрет поможет в борьбе с курением — не ясно.
Сомнительным, на мой взгляд, является так же полное запрещение курения в в гостиницах, кафе, барах, ресторанах, ночных клубах, в помещениях рынков, ВУЗах.
По данным минздава в России курит около 40% населения, при этом в большинстве общественных мест вводится тотальный запрет на курение даже в специально отведённых для этого местах.
Перечислим все направления закона:
1. Увеличение количества мест, где запрещено курение табака.
2. Изменение правил продажи табачной продукции.
3. Запрещение рекламы и продвижения.
4. Принятие ценовых и налоговых мер для сокращения спроса.
5. Введение государственного контроля табачных компаний в целях предотвращения незаконной торговли.
(подробнее прочитать можно по ссылке в конце поста)
Самые спорные запреты входят в первое направление. Оставшиеся четыре, при соблюдении, обеспечивают борьбу с курением, а не с людьми.
Разница между войной с общественным пороком и группой людей налицо.
Главные задачи закона
— препятствовать появлению курильщиков — неофитов среди молодёжи
— по мере возможности, пропагандировать отказ от привычки
— усложнить жизнь продавцам и производителям табачных изделий
Экзорцизм курящих из общественных мест (почему то являющихся общественными для одних и не общественными для других) не способствует их выполнению, либо делает это путём угнетения свобод граждан.
Возможно, целесообразно было бы отказаться от полных запретов и сконцентрировать усилия на антипропаганду курения в средах молодёжи и родителей, что обеспечило как соблюдение прав, так и борьбу с ним в долгосрочной перспективе.
Банальное решение многих общественных проблем — начинать с семей, банальное, но от того не перестающее быть действенным.
Увы, но вряд ли стоит уповать на признание каких — либо пунктов принятого закона ошибочными, не говоря уже об их пересмотре.
В России (в последнее время всё чаще) под разными предлогами активно выдвигаются и принимаются законы "не для людей" с целями: укрепления вертикали власти, лобби коммерческих интересов, пиара (предложение законопроекта с целью быть замеченным, вызвав резонанс, а не принять закон), отвлечения от обсуждения реальных проблем и др.
Антитабачный закон не принадлежит к такого рода законодательным инициативам т.к. большинство пунктов могут быть полезны для общества при условии их выполнения.
Наличие же неоднозначных указаний, урезающих права под предлогом борьбы с курением, свидетельствует:
Во-первых о том, что составители вмешиваются в те системы, устройство которых слабо представляют (железные дороги в частности).
Во-вторых о занятии ими определённой стороны в спорном вопросе.
В данном случае вопрос курения интерпретируют как априори постыдное занятие и действуют в пользу одной социальной группы — некурящих, угнетая, тем самым другую.
P.S. морально готовлюсь к выклянчиванию у пассажиров/выуживанию из мусорки пустых консервных банок, дабы расставлять их по углам нерабочего тамбура вагона заместо пепельниц.
текст закона http://www.rosminzdrav.ru/documents/5736-f…fevralya-2013-g