Когда говорят о бронетехнике Второй мировой войны, то в первую очередь вспоминают немецкую, потом советскую, затем с легким пренебрежением (абсолютно незаслуженно) американскую. А вот про британскую почему-то большинство граждан забывает. Хотя бравые «Томми» в танковых беретах иногда тоже давали жару «колбасочникам». Сложно поверить на слово, но у британцев были весьма неплохие танки. Правда, были и откровенные фиаско… Вот о них сегодня и поговорим.
1. Mk.VI «Crusader»
Попытка была неплохой. |Фото: scalebay.ru.
В 1930-е годы в Великобритании была принята новая бронетанковая доктрина, согласно которой в армии должно было быть две категории танков. Первая — тяжелые танки поддержки пехоты, главной задачей которых была борьба с укрепленными огневыми точками противника. Вторая категория – это быстрые крейсерские (средние) танки для осуществления прорыва линии вражеской обороны и продвижения в незащищенный тыл с целью дальнейшего окружения.
Танк Mk.VI «Крестоносец» должен был стать именно главным крейсерским танком армии Его Величества. Машину массой 19.3 тонны разработали инженеры Nuffield Mechanisation and Aero в 1940 году. Вооруженные 40-мм пушками QF-2 pounder и парочкой пулеметов 7.92-мм BESA танки с лобовой броней всего в 34 мм были выпущены в количестве 5 300 единиц. В движение «неистребимая саранча» приводилась V-образным 12-цилиндровым карбюраторным двигателем с отдачей 340 л.с.
Воевали Cruiser Mk.VI Crusader главным образом в Африке и там они показали себя не с лучшей стороны. У танка были проблемы с общей надежностью как в бою, так и на марше. Во время осады Тобрука в 1941 году «Крестоносцы» показали себя едва ли не беспомощными даже против немецких PzKpfw III. В итоге к 1943 году британцы от них отказались, используя разве что в качестве шасси для вспомогательных машин.
2. Mk VII «Cavalier»
Кавалер на смену Крестоносцу. |Фото: alternathistory.com.
Другой крейсерский танк армии Его Величества первой половины Второй мировой войны. Разработан Mk VII «Кавалер» был уже упомянутой компанией Nuffield Mechanisation and Aero. Впрочем, «разработан» — это слишком громко сказано. Дело в том, что в 1942 году стало окончательно понятно, что упомянутый выше «Крестоносец» вышел мягкого говоря так себе. Заменить его должна была новая перспективная машина — Cruiser Tank Mk.VIII Cromwell. Вот только наладить серийное производство «Кромвелей» в 1942 году не позволяли имеющиеся ресурсы. А потому было решено просто модернизировать «Крестоносец» до «Кавалера».
После модернизации масса крейсерского танка возросла до 26.95 тонн. Был улучшен двигатель Liberty L-12. Его форсировали с 340 до 410 л.с. Правда, проблемы с ненадежностью мотора никуда не исчезли. В танке 40-мм пушку заменили на 57-мм QF-6 pounder. Местами нарастили бронирование. Запускали в производства «Кавалеры» в авральном порядке без испытаний. В 1943 году их начали массово переделывать под машины поддержки. В частности, из них делали бронированные ремонтно-эвакуационные машины. Печальная участь для крейсерского танка.
3. Mk.IV «Churchill»
Больше недостатков, чем у самого премьер-министра. |Фото: paradoxplaza.com.
Помните, в самом начале мы говорили о новой бронетанковой доктрине Великобритании и роли тяжелых танков в ней? Так вот, заниматься той самой «поддержкой» пехоты в новой мировой бойне предстояло именно Infantry Tank Mk.IV «Churchill». Разработали машину инженеры двух компаний: Harland and Wolff и Vauxhall. Появился на свет «Черчилль» в самом начале Второй мировой войны. Боевое крещение танк прошел во время французской кампании вермахта. По ее итогам британцы с ужасом для себя осознали, что создававшийся в духе Первой мировой войны танк «Черчилль» слабо подходит для реалий нового конфликта. Чтобы все не пропало пропадом, танк в 1941 году бросились оперативно переделывать.
Машина исполинских размеров и массой 37.9 мм была все-таки не так плоха. У боевой машины была уйма недостатков. Особенно, когда речь заходила о скорости движения и проходимости. Однако, были и достоинства. Например, толстенная 102-мм лобовая броня. Борт корпуса при этом имел бронирование в 76 мм, что почти в два раза больше, чем лобовая броня «Крестоносца», описанного в самом начале. Вооружался Mk.IV «Churchill» в разных модификациях разными пушками. Однако, чаще всего это были или 40 мм QF-2 pounder или 76 мм Howitzer OQF Mk I. Кроме того, тяжелый танк оснащался парой пулеметов 7.92-мм BESA или 7.7-мм Bren. В движение тяжеловес приводился 12-цилиндровым двигателем с отдачей 350 л.с.
В общей сложности Великобритания произвела 5 640 «Черчиллей» с 1941 по 1945 год в 19 модификациях. Танки ограниченно участвовали на всех театрах боевых действий, где присутствовали англичане. Кроме того, они поставлялись по Ленд-лизу в СССР. Активно «советские» Mk.IV «Churchill» использовались в битве на Курской дуге. Последние же танки данной модели участвовали в штурме Берлина.
4. Mk. VIII «Centaur»
Не пламенный мотор. |Фото: Pinterest.
Помните, мы говорили о том, как пришлось модернизировать «Крестоносца» в 1942 году, превращая его в «Кавалера» из-за невозможности наладить выпуск новеньких «Кромвелей»? Так вот крейсерский танк A27L Cruiser Tank Mk. VIII «Centaur» — это недоделанный «Cromwell». Визуально машины почти ничем не отличались, кроме одной очень важной штуковины внутри стальной оболочки – двигателя внутреннего сгорания. Да, как уже можно было понять у танков «Crusader» и «Cavalier» были немалые проблемы с двигателями Liberty L-12. Это была настоящая ахиллесова пята британских бронетанковых войск.
Таки «Кромвель» использовали новенькие моторы V12 Meteor. Однако в 1943 году их остро не хватало. Однако, так как на двигателях проблемы британских танков не кончались (был также открыт вопрос с броней и пушкой), требовалось какое-то временное решение. Вот в корпусы почти готовых «Cromwell» и начали ставить вместо нового V12 Meteor старые Liberty L-12. Промежуточная машина с новой 75-мм пушкой QF-6 и 76-мм броней получила индекс Mk. VIII «Кентавр» (символично: тело человека с задницей коня). В дальнейшем эти танки или переделывали в «нормальные» «Кромвели», или переделывали в машины поддержки САУ, БРЭМ, ПВО заменяя орудие или вообще демонтируя его.
5. Sentinel AC I
Так и не пригодился. ¦Фото: wikiwarriors.org.
Не британский танк. Ну, или не совсем британский танк… В 1939 году в Австралии во всех барах, кабаках и пабах стабильно поднимали чарки за Его Величество. Когда же милитаристическая парафашистская Япония начала подкрадываться к берегам континента, руководство Австралии не на шутку так перепугалось. Местные потомки колонистов небезосновательно опасались десантной операции самураев, а потому стали упрашивать старшего брата о поставках вооружения, напомнив, что на флаге Австралии до сих пор красуется крошечный «Юнион Джек» (название британского флага). В частности, австралийцы просили танки…
Но после бегства польского правительства, капитуляции Франции и Дюнкерка англичане ждали скорой высадки любителей социал-дарвинизма и колбасок на собственные острова, а потому ответили младшим братьям словами «классика»: «Танков нет! Но вы держитесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!» Австралийцы от такой постановки вопроса не на шутку так приуныли и бросились разрабатывать свой собственный танк. Благо, метрополия дальних родственников все-таки полностью не забыла и взамен танков прислала инженеров-консультантов с дипломатами, набитыми проектной документацией.
Результатом совместной творческой деятельности стал крейсерский танк массой 28.5 тонн «Часовой». Вооружили австралийское чудо техники пушкой QF-2 pounder калибра 40 мм и парой 7.7-мм пулеметов системы Виккерс (пулемет Максим британского производства). В движение танк приводился 8-цилиндровым движком мощностью 351 л.с. Выпустили сие чудо техники в количестве целых 66 штук. Всю Вторую мировую войну танк использовался лишь в качестве учебного. Другими словами, хоть какой-то Ленд-лиз в случае японской высадки австралийцам все-таки пообещали. В итоге всю тяжесть военных действий на Тихом океане приняли на свои плечи американские парни, но это уже совсем другая история.
Источник: https://novate.ru/
Источник: billionnews.ru